Поговорим о ремонте надувных лодок и о клеях для этих целей
При огромном разнообразии клеев на рынке и в магазинах, выбрать нужный совсем не просто, а о том, как и чем правильно и качественно заклеить проколы и разрывы в надувной лодке ходит множество слухов и легенд. Между тем ничего сверхсложного в этом нет, если знать несколько простых правил и понимать, какие свойства клея для нас важны, а какие не очень.
– Чем дешевле клей, тем большая вероятность, что это вообще не клей, а некая похожая по виду и запаху субстанция. Тюбик клея (30-40 г) не может стоить в розницу дешевле 2 гривен. Бессмысленно и не рационально покупать клей, который в таком тюбике стоит более 20 гривен.
– Для долговечного и качественного ремонта надувных лодок, да и вообще для долговечного ремонта нельзя использовать цианакрилатные или, как их называют, суперклеи. Их главный и единственный плюс – возможность моментально приклеить что угодно к чему угодно, но, к сожалению, очень ненадолго.
– Чем лучше клей, тем меньше подсохшая клеевая пленка липнет к пальцам. Существует прямая зависимость между остаточной липкостью и конечной прочностью: чем выше липкость, тем хуже прочность! Это замечание в полной мере соответствует характеристикам полиуретановых клеев и в значительно меньшей мере относится к полихлоропреновым, остаточная липкость которых свидетельствует о наличии в составе клея специальных, повышающих липкость смол.
– Чем выше термостойкость клея, тем лучше, если, конечно, термостойкость указана на упаковке.
– Универсальный клей всегда хуже, чем специальный.
– Влажность или вода (пока клеевая пленка не подсохла) — убийцы полиуретановых клеев и недруги хлоропреновых!
– Нагревать клеевую пленку перед склейкой всегда лучше, чем не нагревать.
– Лодки из ПВХ можно качественно и долговечно заклеить только полиуретановым клеем, а резиновые или из хайполона/неопрена — только полихлоропреновым.
Немного истории. В 30-х годах прошлого века был изобретен синтетический каучук, который Дюпонт запатентовал под названием НЕОПРЕН, а в 70-х годах того же века Дюпонт в советской Азии построил завод по производству этого каучука для нужд социализма. Но вожди не могли смирится с таким неблагозвучным для советского человека названием как неопрен, и дали этому универсальному материалу другое название. К чему мы это рассказывам? А к тому что практически все советские надувные лодки производились с использованием именно этого каучука. Кстати название его в советской транслитерации звучит как наирит. Да, да тот самый наирит, который и сейчас в виде клея продается у нас. То есть родным клеем для резиновых лодок будет именно наирит. Стоит заметить, что с того времени наука и технология шагнули-таки вперед и существуют уже несколько следующих поколений клеев для этих целей. Они лучше, практичней, надежней, долговечней старого, советских времен наирита, но если нет выбора или недостаточно знаний о том, какой клей использовать для ремонта резиновой лодки - берите наирит. В самом крайнем случае можно использовать и другой, но только хлоропреновый.
Перед проведение ремонта лодку необходимо сдуть, потому что ни один клей не сможет качественно заклеить прокол если через него под давлением выходит воздух.
Визуально подбираем размер будущей латки так, чтобы она перекрывала поврежденное место не меньше, чем на 2-3 см и из ткани ремкомплекта, который кстати должен быть в комплекте каждой проданной лодки, вырезаем латку нужного размера.
Прикладываем латку на место ее будущего жительства и обводим карандашом, ручкой или мелом, только не очень усердно, потому как впоследствии следы обводки будет очень тяжело удалить.
Затем нужно аккуратно, без фанатизма, зачистить обведенное место мелкозернистой наждачной бумагой.
Если лодка изготовлена не просто из прорезиненной ткани, а покрыта сверху хайполоном, то в идеале весь хайполон в месте склейки необходимо счистить.
Не забудьте зачистить и саму латку. Затем тщательно убираем с обеих поверхностей образовавшийся мусор.
При ремонте лодок из ПВХ ни латку, ни место под нее на баллоне зачищать не нужно, более того, это даже вредно.
Если для вас важно, насколько эстетично латка будет выглядеть на лодке, то желательно место приклейки обклеить по внешнему контуру малярной лентой или изолентой, чтобы ограничить место нанесения клея.
Обезжириваем места склейки.
Лучше всего для этой цели подходит ацетон, но к сожалению он является прекурсором (так называется вещество, с помощью которого можно получить наркотическое или психотропное вещество) и благодаря современным любителям наркотического кайфа запрещен к свободной продаже. Хотя на базаре из под полы купить его все таки можно.
За неимением лучшего будем пользоваться тем что найдем дома или в магазине.
По мере убывания этот список будет выглядеть так: этил(бутил)ацетат, спирт, в крайнем случае вода с мылом, которая должна полностью высохнуть до начала слейки.
Наносим тонкий слой клея на обе склеиваемые поверхности и ждем 15-20 мин.
Качественный полихлоропреновый клей не нужно наносить дважды. Если вы не вполне уверены в качестве клея то процедуру нанесения клея повторяем.
Полиуретановый клей в обязательном порядке дважды наносится на обе склеиваемые поверхности, но с интервалом 5-7 мин.
Пробуем внешней поверхностью пальца липкость и температуру клеевой пленки.
Растворитель, исаряясь с поверхности клеевой пленки охлаждает ее, и пока этот процесс не завершен, клеить нельзя, потому что растворитель не успеет испариться, а это значительно ухудшит качество стыка.
Для полихлоропренового клея, желательно, но, впрочем, не обязательно непосредственно перед склейкой нагреть клеевые пленки на месте склейки и латке до 50-60 °С.
Пленки полиуретанового клея нагревают до 65-75 °С в обязательном порядке.
Этот процесс называют термоактивацией.
Она способствует более активному движению молекул клея в пленке, вследствие этого большее количество молекул найдут себе партнеров на второй склеиваемой поверхности.
В домашних условиях нагреть можно обычным бытовым феном, а на природе, после того как латка уложена на ремонтируемый участок ткани, сверху на насколько минут можно поставить алюминиевую кружку с кипятком или что-либо подобное.
Предварительно прогретое место склейки плотно прижимаем.
Для хорошей склейки достаточно приложить давление 5-7 кг/см2.
От большего давления хуже не будет, только не переусердствуйте.
Чем лучше полихлоропреновый клей, тем на меньшее время необходимо оставлять латку под прессом.
У одних клеев это время выражается в секундах у других – в часах и сутках.
При работе с полиуретановым клеем достаточно просто плотно прижать склеиваемые поверхности, можно прикатать их (например ложкой, гладкой ручкой ножа, ножниц и т.д.), в конце концов, аккуратно пристучать молотком.
Следующим этапом будет ожидание, пока клей наберет необходимую прочность или по-научному - процесс кристаллизации.
Это время как правило составляет для полихлоропреновых клеев от одного часа до трех суток, а в некоторых клеях (клей постоянной липкости) длится месяцы и годы.
В полиуретановых клеях прочность набирается быстрее - достаточно и одного часа.
Как видно из всего вышесказанного основное время в ремонте лодки занимает, как и в жизни, ожидание. Все этапы пройдены. Теперь лодку можно надувать и в путь.
Напоследок несколько общих рекомендаций.
Работать с клеем нужно в хорошо проветриваемом помещении или на улице, так как пары растворителя несколько отличаются по составу от эфирных масел и здоровья вам не добавят. Оптимальная температура окружающей среды от 15 до 25 градусов выше нуля.
Большое значение имеет влажность воздуха, и если она превышает 60%, то лучше отложить ремонт. Проблема заключается в том, что молекулы не кристаллизовавшегося клея притягивают молекулы воды, и во влажной среде, вместо клеевой пленки вы можете получить поверхность, завершившую свою кристаллизацию с молекулами воды.
Отверстие диаметром более 1,5 см, разрыв длиной более 5 см или пропускающий воздух клапан надежно и долговечно отремонтировать в домашних условиях практически невозможно. В этом случае лучше обратиться в сервисный центр.
Рыболов Украина № 2/2007
Другие публикации
Каждый человек мечтает о постоянном и надежном средстве для отдыха, которое будет служить ему долгие годы. Но, как гласит одна жизненная истина, ничто не вечно в этом мире. Компания Walker Bay пытается ее опровергнуть, создавая «лодки на всю жизнь».
Универсальные, компактные и недорогие лодки harius – все необходимое и ничего лишнего. Такова главная отличительная особенность всех гребных и моторных лодок Haris серии "Н".
Весна. Первые лучи теплого весеннего солнца начинают согревать не только уставшее от зимних холодов тело, но и приятно греть душу в предвкушении открытой воды. Самое время подготовить надувную лодку к рыбацкому сезону.