Готовим лодку к весне
Весна. Первые лучи теплого весеннего солнца начинают согревать не только уставшее от зимних холодов тело, но и приятно греть душу в предвкушении открытой воды. Самое время подготовить надувную лодку к рыбацкому сезону.
Для начала – в особенности, если за окном еще не +20, а значительно прохладнее — нужно перенести лодку в теплое помещение и дать ей нагреться в течение 5-6 часов до температуры 15-18 градусов. В первую очередь это касается недорогих лодок из ПВХ, потому как они в подавляющем большинстве сделаны не из специализированной лодочной ткани, содержащей массу дополнительных пластификаторов и наполнителей, а из тентовой, которая хотя и достаточно долго держит давление в баллонах, но все же не обладает эластичностью при низких температурах. В меньшей степени это касается лодок из лодочной ткани, а также отечественных и польских лодок из прорезиненной ткани и хайполона/неопрена.
Зачем это делать? При низких температурах ПВХ теряет свою эластичность. Если пролежавшую всю зиму в свернутом состоянии лодку начать разворачивать и надувать, то возможно появление белесых полосочек и крестиков в местах изгибов и заломов, которые говорят о том, что ПВХ в этом месте начал частично разрушаться под воздействием деформации при низких температурах. Помните, как в школьном возрасте на скучном уроке вы гнули туда-сюда пластиковую линейку? Сначала появлялась легкая белизна на сгибе, потом все больше и больше. В конечном итоге у вас в руках оказывались две половинки...
Ничего губительного в этих белесых полосках нет, но долгой жизни вашей лодке они не добавят, а в будущем могут привести к образованию на их месте микротрещин, через которые воздух медленно, но уверенно будет покидать недавно надутые до «арбузного» звона баллоны.
Расправьте лодку на ровной поверхности и, не надувая, внимательно пройдитесь по всем швам ткани и местам приклейки пластиковых деталей в поисках отклеившихся в прошлом году стыков. Если лодка была сделана качественно, то скорее всего таких огрехов вы не найдете и лишний раз похвалите себя за правильный выбор при покупке. Если же обнаружите что-то подобное, то сможете укорить себя за то, что не произвели такой осмотр еще осенью и не отдали лодку для ремонта в сервисный центр.
Теперь же придется тратить время на ремонт, когда голодная рыба ждет не дождется на ближайшем водоеме. А если вдобавок зимой закончился срок гарантии, то ремонт придется делать самому или в сервисном центре, но уже за деньги. Но о ремонте немного позже, а пока продолжим осмотр.
Если ваша лодка зимовала в сарае или гараже, очень может оказаться, что вы, как истинный любитель природы, не дали зимой умереть от голода и холода семейству мелких или крупных грызунов, обеспечив им и жилье, и пропитание. Совсем не обязательно, что это семейство грызунов-мутантов, питающихся пластиком или резиной. Просто позабыв осенью тщательно вымыть лодку от следов успешной рыбалки, вы привлекли запахом рыбы и прикормки мышей или крыс, которые в поисках еды и превратили «надувнушку» в подобие голландского сыра. При другом варианте развития событий лежащая в углу сарая лодка послужила строительным материалом для гнезда тех же крыс или полевых мышей... В следующий раз вы наверняка не бросите после последней осенней рыбалки эту, а возможно уже и не эту, а новую лодку в углу, а подвесите, тщательно вымытую и слегка надутую, на некотором удалении от пола. Однако, если нечто подобное все же произошло, лодку придется «лечить» по-серьезному.
На следующем этапе подвергнем осмотру все деревянные детали лодки — транец, лавки, палубу или слани. Наверняка на торцах обнаружатся мелкие сколы лакокрасочного покрытия. Особо страшного в них ничего нет, но попадающая сквозь сколы вода будет медленно и уверенно разрушать фанеру.
Пусть вас не обнадеживает тот факт, что фанера предназначена для морского использования — она тоже разбухает и трескается, просто в меньшей степени.
Если крупные неприятности вас обошли стороной, лодка не претерпела значительных изменений за зиму, а надувные отсеки визуально целы, можно переходить к следующему этапу — проверке герметичности баллонов.
Надуваем лодку до максимума штатным насосом, заодно проверяя его на работоспособность, со временем материал меха может износиться и пропускать воздух (если насос специальный, то перекачать им лодку невозможно, так что действуем бодро и смело). Проверяем на слух — держат ли воздух мембраны клапанов, плотно закручиваем крышки и оставляем лодку в таком состоянии на сутки, а после изучаем последствия этого теста.
По международным стандартам лодка считается герметичной, если за 24 часа давление в баллонах упало не более чем на 20%. Тем не менее, такое падение давления наверняка свидетельствует о том, что в лодке где-то есть утечка воздуха. Искать и устранять ее во время клева на рыбалке как-то неправильно, лучше все сделать дома.
Берем литр воды, добавляем туда жидкого мыла или шампуня, вспениваем и с помощью мочалки ищем эту злополучную утечку, покрывая лодку густой мыльной пеной. Заодно и чистоты лодке добавим. Любой, даже самый мелкий прокол, создаст вокруг себя «вулкан» из пены. Чтобы не намыливать всю лодку, воспользуйтесь следующим алгоритмом поиска. Сначала наносим пену вокруг клапанов, потом по всем швам надувных баллонов, следующим объектом проверки будут потертости и белесые следы загибов и изломов, а если и это не поможет, придется обмыливать всю лодку. Найденные места утечки следует отметить ручкой, карандашом или мелом, чтобы после очистки от пены не потерять их.
Не помешает и тщательный осмотр днища на предмет потертостей, разрывов и проколов. Пена здесь уже не поможет — вся надежда только на острый глаз и интуицию.
Когда все тесты и осмотры закончены, самое время приступать к ремонту. Но сначала нужно соизмерить свои силы, умения и навыки с объемом и сложностью предстоящих работ. Если уверенность в себе есть, а крупных повреждений лодки не наблюдается, можно приступать к ремонту. Но имейте ввиду, что отверстие диаметром более 1,5 см, оставленное в лодке мышью, разрыв более 5 см или пропускающий воздух клапан отремонтировать в домашних условиях практически невозможно, а деньги в сервисном центре возьмут не только за свою работу, но и за вашу, если вы рискнете проводить ремонт своими силами. Еще раз подумайте. Теперь к делу. Ремонт сколов на фанерных деталях можно производить только полиуретановой или нитрошпатлевкой и краской для внешних работ. Подробно останавливаться этих красках и шпатлевках не будем, так как, слегка перефразировав Дюма в контексте лакокрасочных работ, — любой мужчина в покраске и сам академик. А вот о клеях для мелкого ремонта ткани поговорим подробнее. Дело в том, что при огромном многообразии клеев на рынке и в магазинах выбрать нужный совсем не просто.
А о том, как и чем правильно и качественно заклеить проколы и разрывы ходят слухи и легенды. Между тем ничего архисложного в этом нет, если знать несколько простых правил и понимать, какие свойства клея для нас важны, а какие не очень.
— Чем дешевле клей, тем большая вероятность, что это вообще не клей, а некая похожая по виду и запаху субстанция. Тюбик клея (30–40 г) не может стоить в розницу дешевле 2 гривен. Бессмысленно и не рационально покупать клей, который в таком тюбике стоит более 20 гривен.
— Для долговечного и качественного ремонта надувных лодок, да и вообще для долговечного ремонта нельзя использовать цианакрилатные или, как их называют, суперклеи. Их главный и единственный плюс — возможность моментально приклеить что угодно к чему угодно, но, к сожалению, очень ненадолго.
— Чем лучше клей, тем меньше подсохшая клеевая пленка липнет к пальцам. Существует прямая зависимость остаточной липкости к конечной прочности: чем выше липкость, тем хуже прочность! Это замечание в полной мере соответствует характеристикам полиуретановых клеев и в значительно меньшей мере относится к полихлоропреновым, остаточная липкость которых свидетельствует о наличии в составе клея специальных, повышающих липкость смол.
— Чем выше термостойкость клея, тем лучше, если, конечно, термостойкость указана на упаковке.
— Универсальный клей всегда хуже, чем специальный.
— Влажность воздуха или вода (пока клеевая пленка не подсохла) — убийцы полиуретановых клеев и недруги хлоропреновых!
— Нагревать клеевую пленку перед склейкой всегда лучше, чем не нагревать.
— Лодки из ПВХ можно качественно и долговечно заклеить только полиуретановым клеем, а резиновые или из хайполона/неопрена — только полихлоропреновым.
Світ рибалки № 2/2007
Другие публикации
Каждый человек мечтает о постоянном и надежном средстве для отдыха, которое будет служить ему долгие годы. Но, как гласит одна жизненная истина, ничто не вечно в этом мире. Компания Walker Bay пытается ее опровергнуть, создавая «лодки на всю жизнь».
Универсальные, компактные и недорогие лодки harius – все необходимое и ничего лишнего. Такова главная отличительная особенность всех гребных и моторных лодок Haris серии "Н".
При огромном разнообразии клеев на рынке и в магазинах, выбрать нужный совсем не просто, а о том, как и чем правильно и качественно заклеить проколы и разрывы в надувной лодке ходит множество слухов и легенд. Между тем ничего сверхсложного в этом нет, если знать несколько простых правил и понимать, какие свойства клея для нас важны, а какие не очень.